Эмоции, знания и цифра:

0

как меняются современные выставочные пространстваАрхитектура впечатленийЭмоциональный опытНеобычные коллаборацииМузеи и фестивали КалининградаПервая в 2025 году сессия Всероссийского проекта «Музейные маршруты России» на этот раз проходила в Калининградской области и совпала с проведением в регионе VII Балтийского культурного форума. Главной темой апрельской встречи стало создание современных выставочных пространств, а также неожиданные коллаборации музеев.

Эмоции, знания и цифра:

Елена Харламова,

директор департамента музеев и поддержки циркового искусства минкультуры РФ:

"Сегодня музеи все активнее проявляются в общественно-культурном пространстве, становясь центрами притяжения и театра, и кино, и музыки. Они предлагают новые форматы взаимодействия с аудиторией, поэтому мы обсуждаем современные инструменты, позволяющие не только сохранять наследие, но и делать его актуальным, близким, в том числе молодому поколению. Именно такие практики сегодня в центре внимания нашей сессии"

Куратором мероприятий «Музейных маршрутов» в Калининграде выступила директор ГМИИ имени Пушкина Ольга Галактионова совместно с командой музейно-выставочного центра РОСИЗО.

Именно выставочные проекты, именно музеи стали сейчас самым модным и интересным видом досуга, но в связи с этим нам приходится выдерживать невероятную конкуренцию, в том числе с интернетом и социальными сетями. Поэтому нам важно делать наши проекты интересными. Мы поговорим сегодня о том, что необходимо, чтобы проекты были хорошими, важными и значимыми.

Эмоции, знания и цифра:

Ольга Галактионовадиректор ГМИИ имени Пушкина Архитектура впечатленийВ последние годы большие выставки стали сродни настоящим музейным путешествиям – интерес представляют не только экспонаты, но и то, как они представлены. У профессионалов даже появилось такое понятие – архитектура впечатлений. Помимо смешения жанров, когда выставки включают еще и элементы театра и кино, необходимо выстраивать драматургию проекта, уверен управляющий партнер бюро Planet9 Александр Кармаев. Он отмечает, что путь посетителя по выставке должен быть обусловлен смыслами.

Эмоции, знания и цифра:

Инсталляция Ирины Кориной на выставке «Мечта Москвича», дизайн выставки — бюро Planet9© Фото предоставлено бюро Planet9Еще один важный аспект – «цифровой след» посетителя, который он «оставляет», покупая билеты онлайн. Сегодня, уверен Кармаев, поход на выставку начинается в поисковике – именно так мы проверяем информацию о работе экспозиции и покупаем билеты. Биг дата (или большие данные) позволяют музеям «общаться» с аудиторией неоднократно, возвращаясь к ней на протяжении всей работы того или иного проекта.Необычные и непривычные для себя формы деятельности используют многие музеи. Это, считает директор музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко, помогает не теряться в рутинной работе. Например, на выставке Александра Лабаса «Невесомость» кураторы не стали внедрять в пространство залов пояснительные тексты к полотнам, а ограничились только цитатами художника. Так, по их замыслу, ничто не мешает посетителям воспринимать искусство мастера.

Эмоции, знания и цифра:

Выставка Александра Лабаса в музее Новый Иерусалим© Фото предоставлено пресс-службой музея Новый Иерусалим

Эмоции, знания и цифра:

Выставка Александра Лабаса в музее Новый Иерусалим© Фото предоставлено пресс-службой музея Новый Иерусалим

Эмоции, знания и цифра:

Выставка Александра Лабаса в музее Новый Иерусалим© Фото предоставлено пресс-службой музея Новый Иерусалим1. Выставка Александра Лабаса в музее Новый Иерусалим© Фото предоставлено пресс-службой музея Новый Иерусалим 2. Выставка Александра Лабаса в музее Новый Иерусалим© Фото предоставлено пресс-службой музея Новый Иерусалим 3. Выставка Александра Лабаса в музее Новый Иерусалим© Фото предоставлено пресс-службой музея Новый Иерусалим

К этой выставке мы разработали и специальную музыкальную программу, собрали произведения композиторов ХХ века. Сам Лабас жил в этой "музыкальной палитре", был свидетелем разных событий, начиная с революции и заканчивая первым полетом в космос. Музыкальный контекст привлекает и новую аудиторию.

Анна Антипенкодиректор музея «Новый Иерусалим» Молодая аудитория с удовольствием участвует в «антиконференциях», которые проходят в «Новом Иерусалиме». Это необычный формат разговора на серьезные темы. Музей определяет лишь тему, а молодые участники сами задают вопросы и ищут ответы на них. Такая системная работа с молодежью, по словам директора музея, дает результат – в этом году некоторые участники этих встреч уже пришли работать в музей экскурсоводами.Эмоциональный опытНесмотря на все нововведения и технологии, музеи по-прежнему выполняют свои главные задачи – сохраняют наследие, исследуют и популяризируют его. И в тоже время развиваются, делают необычные проекты, что позволяет музею расширять аудиторию, а посетителю – получать новые впечатления.Как рассказывает директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева, сегодня важно разрабатывать особые подходы, при организации выставочных проектов, учитывая в том числе и особенные запросы подрастающего поколения, не всегда заинтересованного в изучении древних артефактов. В пример она приводит совестную с Третьяковской галереей выставку 2023 года «Великое княжество», которая прошла в преддверии празднования 1000-летия Суздаля.

Мы показали наши коллекции, посвященные Древней Руси. Этот проект позволил нам самим посмотреть на коллекцию другими глазами, структурировать ее. Для музея это был первый опыт работы с современным дизайном. Мы попытались нащупать то, каким образом нужно рассказывать аудитории про наши исторические памятники.

Екатерина Проничевадиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Эмоции, знания и цифра:

Выставка «Великое княжество»© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи

Эмоции, знания и цифра:

Выставка «Великое княжество»© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи

Эмоции, знания и цифра:

Выставка «Великое княжество»© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи

Эмоции, знания и цифра:

Выставка «Великое княжество»© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи 1. Выставка «Великое княжество»© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи 2. Выставка «Великое княжество»© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи 3. Выставка «Великое княжество»© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи 4. Выставка «Великое княжество»© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи Еще одним проектом, который ориентирован в том числе на молодую аудиторию, стала выставка «Сунгирь, Верхний палеолит в центре Русской равнины». Она идет во Владимире до ноября 2025 года. Здесь кураторы обратились, прежде всего, к работе со школьниками. Выставочное пространство оживляют, в том числе, компьютерные технологии – посетители могут увидеть, как выглядели древние обитатели Сунгиря, во что были одеты, как охотились.Нестандартные подходы помогают говорить с современными школьниками на самые разные исторические темы. В числе важнейших – наследие Победы, 80-летие которой отметили в 2025 году.По словам директора Санкт-Петербургского Манежа Анны Яловой, сегодняшние школьники, в силу объективных причин, лишены эмоционального восприятия прошедших событий, хотя знают многие факты, даты, имена. Она подчеркивает: для жителей северной столицы блокада – это не просто семейная история, а память о трагедии, которая передается из поколения в поколение. Сама она всегда воспринимала эти исторические события очень лично благодаря рассказам своей бабушки.

Эмоции, знания и цифра:

Выставка «Великая страна – великая Победа. 1941-1945» в Санкт-Петербургском Манеже© Фото предоставлено пресс-службой Манежа

Эмоции, знания и цифра:

Выставка «Великая страна – великая Победа. 1941-1945» в Санкт-Петербургском Манеже© Фото предоставлено пресс-службой Манежа

Эмоции, знания и цифра:

Выставка «Великая страна – великая Победа. 1941-1945» в Санкт-Петербургском Манеже© Фото предоставлено пресс-службой Манежа

Эмоции, знания и цифра:

Выставка «Великая страна – великая Победа. 1941-1945» в Санкт-Петербургском Манеже© Фото предоставлено пресс-службой Манежа1. Выставка «Великая страна – великая Победа. 1941-1945» в Санкт-Петербургском Манеже© Фото предоставлено пресс-службой Манежа 2. Выставка «Великая страна – великая Победа. 1941-1945» в Санкт-Петербургском Манеже© Фото предоставлено пресс-службой Манежа 3. Выставка «Великая страна – великая Победа. 1941-1945» в Санкт-Петербургском Манеже© Фото предоставлено пресс-службой Манежа 4. Выставка «Великая страна – великая Победа. 1941-1945» в Санкт-Петербургском Манеже© Фото предоставлено пресс-службой МанежаВ 2024 году петербургский Манеж представил выставку «Город-герой Ленинград», в которой кураторы как раз старались общаться с аудиторией через эмоции. Именно поэтому в качестве одного из кураторов к работе привлекли театрального режиссера Антона Оконешникова. Важной составляющей выставки был аудиоспектакль, написанный на основе 200 дневников. Это были истории людей – жителей блокадного города. В 2025 году Манеж продолжил военную тему – в начале года здесь открылась выставка «Великая страна – великая Победа. 1941-1945».

Мы сосредоточились на теме подвига тыла, решили рассказать о том, как работала вся страна, как все сферы жизни были взаимосвязаны друг с другом. В этом проекте нет эмоциональной составляющей, это ­– объективный рассказ. Такой подход позволил передать главную стратегию военного времени, то, что все решения должны были приниматься с "холодной" головой.

Анна Яловадиректор Санкт-Петербургского Манежа По словам директора Манежа, в этом выставочном проекте принимают участие порядка 50 музеев, которые предоставили важные и уникальные экспонаты. Так, например, можно увидеть первый российский «Оскар» из коллекции Музея кино (на выставке ­­– его точная копия). В марте 1943 года статуэтку премии в номинации «Лучший документальный фильм» получила картина «Разгром немецкий войск под Москвой». Ленту снимали прямо во время боевых действий в октябре 1941 – январе 1942 годов, ее посмотрели около 16 миллионов иностранных зрителей.Или еще один экспонат – парашют, который «разворачивает» перед посетителем целую историю и конкретного человека, и развития отрасли сельского хозяйства. Парашют принадлежал летчику и герою Советского Союза Алексею Севастьянову. Он погиб в 1942 году, выполняя задание по защите «Дороги жизни». Его самолет нашли только в 1971 году в болоте, а вместе с ним – и парашют, который пролежал в торфе почти 30 лет. Но через этот экспонат кураторы рассказывают и о шелкопрядстве во время ВОВ – от этой отрасли зависело производство не только парашютов, но и, например, хирургических нитей.

Эмоции, знания и цифра:

25 декабря 2024, 17:14Музейные маршруты РоссииНельзя не заметить: как музеи рассказывают о себеМасштабные временные выставки кураторы стремятся зафиксировать, создать некий «постскриптум». Один из способов продления «жизни» проекта – документальные фильмы. Они тоже дают новое эмоциональное впечатление.Директор Пушкинского музея Ольга Галактионова подчеркивает: одна из главных проблем, которая стоит перед кураторами масштабных экспозиций – это возможность увековечить сделанное. Именно поэтому на одной из онлайн-платформ появилось тревел-шоу «Музейные маршруты», были сняты сериалы по мотивам выставок «ДК СССР – экскурсия» и «Личная коллекция». «Культурная документалистика развивается, это большое и важное дело», – отметила Галактионова.Необычные коллаборацииБлагодаря нестандартным выставочным проектам, эмоциональным подходам и интересному рассказу об экспонатах музеи стремятся сегодня привлекать новую аудиторию. И в этом помогает еще одно направление работы – необычные коллаборации, которые раздвигают привычные границы. Партнерские проекты музея-заповедника «Петергоф» простираются от музыкальных событий до нестандартных решений, как, например, специальные ресторанные меню – блюда приготовлены из продуктов, выращенных в «Петергофе».

Эмоции, знания и цифра:

Блюдо ресторанного меню из продуктов огорода Петергофа© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедник «Петергоф»

Эмоции, знания и цифра:

Блюдо ресторанного меню из продуктов огорода Петергофа© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедник «Петергоф»

Эмоции, знания и цифра:

Блюдо ресторанного меню из продуктов огорода Петергофа© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедник «Петергоф»

Эмоции, знания и цифра:

Блюдо ресторанного меню из продуктов огорода Петергофа© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедник «Петергоф»1. Блюдо ресторанного меню из продуктов огорода Петергофа© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедник «Петергоф» 2. Блюдо ресторанного меню из продуктов огорода Петергофа© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедник «Петергоф» 3. Блюдо ресторанного меню из продуктов огорода Петергофа© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедник «Петергоф» 4. Блюдо ресторанного меню из продуктов огорода Петергофа© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедник «Петергоф»

У нас есть и исторический петровский огород, где растут овощи, которые привозил сюда Петр I. Мы подружились с ресторанами, которые теперь у себя проводят неделю петровской кухни.

Роман Ковриковдиректор музея-заповедника «Петергоф»Более того, в скором времени в каждом парке музея-заповедника должны появиться свои плей-листы, которые будут связаны с соответствующим временем и эпохой. В этом году уже в третий раз пройдет фестиваль духовой музыки под открытым небом «Музыкальный Петергоф». А в Ораниенбауме, где родился композитор Игорь Стравинский, проводится фестиваль его музыки.Развивает музей-заповедник и сотрудничество в сфере цифровых технологий. Как недавно сообщила министр культуры Ольга Любимова, «Петергоф» и «Сбер» договорились о партнерстве. Институции будут вместе внедрять современные технологии в музейные практики, планируют вместе развивать научно-исследовательскую, культурно-просветительскую и инновационную деятельность, создавать и совершенствовать цифровые технологии и сервисы для посетителей.По словам советника заместителя председателя правления «Сбер» Павла Пригары, именно культура формирует среду для устойчивого развития личности и общества. А совместные инициативы позволяют не только расширить горизонты культурного взаимодействия, но и создать новое пространство для открытого диалога и обмена опытом.

Эмоции, знания и цифра:

Сессия Музейных маршрутов России в Калиниграде © Фото предоставлено пресс-службой министерства культуры РФМузейные коллаборации иногда бывают и совсем неожиданными. Например, в Нижегородском художественном музее активно работают с представителями креативных индустрий региона. Генеральный директор Нижегородского художественного музея рассказал о довольно неожиданном опыте – выпуске совместного мерча с местным хоккейным клубом «Торпедо».Впрочем, успешное сотрудничество должно быть основано на четком понимании взаимного потенциала, считает ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина Семен Михайловский. Он отметил, ключевая задача профессионального сообщества – не просто создавать коллаборации как самоцель, а стремиться выявить уникальное содержание и общую идею, которую совместный проект будет транслировать аудитории.СЛОВО КУРАТОРА:

Эмоции, знания и цифра:

Ольга Галактионова, директор ГМИИ имени Пушкина

Сегодня музейные и выставочные проекты претерпевают настоящий бум. Мне кажется, это связано с тем, что каждая выставка становится настоящим представлением, интересно оформленным. Очевидно, что мы сегодня вынуждены выдерживать большую конкуренцию с соцсетями, интернетом и другими направлениями. Поэтому мы должны удивлять зрителя. Важно, чтобы это делалось гармонично и не происходило перекоса в сторону оформления выставки. Но это важнейшая часть индустрии. И я рада, что об этом много говорится, и что коллеги понимают, насколько это важно.

Буквально накануне Музейных Маршрутов в Калининграде была проведена премия «Форма-Арт». Очень важно оценивать людей, которые создают, оформляют и «упаковывают» выставочные проекты. Это архитекторы, дизайнеры, те, кто делает этикетаж, графический дизайн и многие другие. Важно их поощрять, благодарить и замечать их труд, потому что это очень важная часть любого проекта.Важно использовать цифровизацию и ИИ разумно, нестандартно. Например, в ГМИИ имени Пушкина есть проект 3D-сканирования. Так, исходя из одного черепка можно воссоздать амфору многовековой давности. Такие ресурсы, как мне кажется, нужно использовать не как развлечение, а именно как инструмент в научной работе.

Эмоции, знания и цифра:

Иван Лыкошин,

директор РОСИЗО

В последние годы популярной тенденцией в жизни музеев стало сотрудничество музейной и театральной отраслей в самых разных форматах. Роль архитекторов выставок занимают порой известные театральные художники, как это было в музее "Новый Иерусалим" на выставке Александра Лабаса. Театральные режиссеры участвуют в построении нарратива выставок, такого застывшего спектакля. Такова была концепция Петербургского манежа и их выставки "Город-герой Ленинград", которую как со-куратор делал режиссер Александринского театра Антон Оконешников.

Конечно, это новый подход, новая форма взаимодействия со зрителем. Музей – институция, которая специализируется на фактах. А театр специализируется на эмоциях и чувствах. И когда к традиционному музейному подходу добавляется эмоциональное воздействие, то, на мой взгляд, складывается одна из самых перспективных стратегий.Мы понимаем, что в любой отрасли существуют разные форматы. Наличие легкого музыкального театра не влияет на интерес к академическому балету. Также и современные галереи искусства не влияют на традиционные музеи. Это просто новый жанр, и он не отменяет ни один из ранее существовавших. Но в тоже время такие выставки – это хороший способ возрождения интереса к музеям у широкой аудитории, такая опция «первого шага».Сегодня новые технологии позволяют успешно представлять какие-то идеи и концепции в части демонстрации документов, текстов, создания параллельных шоу и настроения. Хорошим примером может служить новая экспозиция Музея Москвы, где используется множество небольших и недорогих мультимедийных поверхностей. Зритель при желании может надеть наушники и послушать интересные интервью кураторов и экспертов. Это доступная форма диалога.Мы находимся на пороге большого вызова в работе с нейросетями. Я считаю, что они внесут большой вклад в развитие звукового сопровождения выставок. Куратору будет проще создать плейлист звукового оформления с помощью нейросети. Это упросит работу музеев, особенно с небольшими бюджетами, и в части создания промо материалов – я имею ввиду афиши, плакаты и другу аналогичную продукцию. Это поможет оживить экспозиции нехитрыми приемами. Но в тоже время есть одна опасность, о которой не принято говорить, но который мы в РОСИЗО уделяем большое внимание. Это правовые аспекты и соблюдение авторских прав.Музеи и фестивали Калининграда1 / 4

Филиал Третьяковской галереи – новая точка притяжения для горожан и туристов, где соединятся искусство, наука, творчество и самовыражение. Этот объект входит в состав музейного и культурно-образовательного комплекса на острове Октябрьский. Миссия – показывать жителям самого западного региона лучшее из русского искусства.

© Фото предоставлено пресс-службой ГТГ 2 / 4

Фестиваль "Кантата" – одно из главных музыкальных событий города. На необычных площадках (в кирхах, усадьбах и даже руинах) звучит музыка русских и европейских композиторов.

© Фото представлено пресс-службой министерства культуры Калининградской области 3 / 4

Музей Мирового Океана – первый в России маринистический музей-заповедник с несколькими филиалами. Экспозиции посвящены судоходству, морской флоре и фауне, геологии и гидрологии мирового океана. Есть маринистическая библиотека и действующая экологическая станция.

© Фото предоставлено пресс-службой Музея Мирового океана 4 / 4

"Короче" – фестиваль короткометражного и дебютного кино, который представляет новые имена профессионалам и зрителям. Ежегодно в оргкомитет приходит более двух тысяч заявок со всей страны.

© Фото представлено пресс-службой фестиваля «Короче»  
Источник

Комментарии закрыты.